nataveres (nataveres) wrote,
nataveres
nataveres

Category:

Даниэль Арасс "Истории полотен" / Daniel Arasse "Histoires de peintures" - 15

14. Краткая история маньеризма/Pour une brève histoire du maniérisme

15. Вермеер тонкий и нечёткий/Vermeer fin et flou

Я как-то неожиданно перепрыгнул с Ренессанса на Вермеера, видимо виной всему моя страсть к старому стилю (goût ancien). Одна из моих любимых картин "Девушка с жемчужной серёжкой", в ней такая красота и нежность, что когда мне было 15 я влюбился в девушку, но не в картину.
"Девушка с жемчужной серёжкой"


Также я люблю "Кружевницу", и при фразе Делакруа: "молчаливая мощность живописи", я сразу же вспоминаю о ней.
"Кружевница"

Этот старый стиль Вермеера меня раздражал настолько, что я решил написать об этом. "Дельфтийский сфинкс" - так ещё иногда называли Вермеера в 19в. О самом художнике написано больше, чем о его картинах. Например, один американский автор утверждал, что у Вермеера были сексуальные проблемы, что он боялся женщин. Ну как можно бояться женщин и сделать 12 детей? Я думаю, тут скорее проблема аппроприации у автора, который скорее всего сам боится женщин. Но что меня больше всего раздражает - это "реалистичная реальность" (réalité réaliste), т.е. известные реализм голландских художников и реализм Вермеера. Но я не думаю, чтоб тут были реалисты-художники до Густава Курбе. Здесь другое - Вермеер совсем не реалист, и, похоже, именно в этом заключается "тайна Вермеера". Я очень хотел понять уникальность Вермеера, его отличие от художников той эпохи. Он известен как один из величайших голландских живописцев вместе с Рембрандтом, но, удивительно, когда я прочёл книгу про голландских живописцев Светланы Альперс "Искусство изображения" - там было обо всех, за исключением живописи Рембрандта и Вермеера. Так что у меня большие сомнения в целесообразности работы Светланы Альперс.

Если бы Адам Биро не заставил меня переводить книгу американского профессора Джона Микаэля Монтиаса "Вермеер, биография" (Vermeer, une biographie), я бы никогда не восполнил нехватку знаний о том периоде. Этот профессор собирал инфорацию 25 лет в голландских архивах и просмотрел более 400 документов о Вермеере. "The Social Web" - английское название, с отсылкой к социальной сети, образовавшейся вокруг художника. Из всего я нашёл 3 точки с которых можно начинать размышления о Вермеере.

Первое: Вермеер совершенно точно не был неизвестным гением. Иностранцы приезжалти в Дельфт, в его мастерскую, чтобы лично познакомиться со столь известным художником. Есть даже свидетельства нескольких случаев, когда для посетителей это был большой крюк. Второе: Вермеер умер бедным. По вполне очевидным причинам - он исчерпал доходы с земли, доставшейся от тёщи. Это вообще анекдот. Вермеер не писал картины ради заработка, что весьма странно для Голландии 17в, так как там был большой рынок живописи, и все художники зарабатывали на нём. Вермеер нет. Он писал ради написания. Причём очень медленно - 3-4 картины в год. При том, что он был очень известен. Когда кто-то приезжал к нему чтоб купить полотно, у него не было ничего на продажу - всё картины он сразу же отдавал коммерсантам, и никогда не занимался продажей сам. И он никогда не ускорял свой темп ради заработка. Третье: живя в обществе голландских протестантов, он был католиком. Он им стал в 20 лет, по убеждениям, это задокументировано Монтиасом.

Есть интересное исследование Артура Вейлока (Arthur Wheelock) о "тёмной комнате" или камере обскура. В 17в в Голландии её использовали многие художники, но Вермеер использовал её весьма специфичным образом, чтобы получить блик, подобный отражению света от гладкой поверхности на фотографиях. Пятно света. Но Вермеер по-особому и его использовал - такой блик невозможно получить на буханке хлеба, но у Вермеера в "Молочнице" он есть. Так что ни о каком реализме Вермеера не может быть и речи:
"Молочница"


Вермеер не художник-простачок, который что видит - то и рисует, нет, он очень размышляющий. Поэтому, чтоб его понять нужно просто смотреть, смотреть и смотреть. Например, он писал очень тонко, тонкой-претонкой кисточкой, но его живопист выглядит очень размытой. Удивительно. Затем, он всегда помещал какие-либо препятствия между главных объектом и зрителем: ковёр, портьера, стол... В то же время он не пользовался вообращением, т.е. он не изобретал ни единого сюжета. Дальше, все его картины написаны "внутри" помещений, за исключеним "Вида Дельфта" и "Улочки" - что весьма странно для той эпохи. Но даже внутри помещений он помещает персонажей внутрь интерьера, создавая препятствия на переднем плане. Некое "одно в другом в другом". Надо сказать, что внутренние интерьеры - это весьма персональная, интимная вещь, и Вермеер позволял нам увидеть это, одновременно не позволяя никогда этого достичь. Сейчас объясню. Обратите внимание на перспективу, она везде одна и та же: линия горизонта, которая соответствует линии глаз зрителя, всегда невероятно блихка к линии глаз персонажа, но всегда чуть ниже. Т.е. мы почти видим их взгляд, но не можем его разделить. Лучший пример в "Кружевнице". Обратите внимание, мы практически видим её глаза, но взгляд всё равно остаётся для нас нечётким, мы видим нити, которые она держит, но не видим что она делает. Не видим само кружево. А ведь в 17в в Голландии кружевниц рисовали очень часто, и именно для того, чтоб показать кружево. Т.е. мы невероятно близко к персонажу, но она всё равно от нас ускользает:
"Кружевница"


Другой пример, "Девушка с письмом" из Дрездена. Девушка читает письмо, стоя, её лицо отражается в квадратиках окна, но мы не видим ничего снаружи. Также на переднем плане стол, корзина - обычный голландский итерьер 17в. Изначально, на стене была изображена картина "Амур-почтальон", намёк на то, какого рода письмо девушка читает. Но позже Вермеер её убрал, так как она делала всё слишком очевидным. Вместо неё он написал стену и закрывающую её штору, которая длится до точку схождения, как бы намекая, что зритель не увидит то, что спрятано
"Девушка с письмом"


Сейчас, после всех исследований, я могу сказать, что у Вермеера была своя теория живописи, очень чёткая и конкретная. Он нигде о неё не писал, но самый яркий намёк на неё это его картина "Искусство живописи"/"L'Art de la peinture", которую к сожалению переименовали в "Мастерскую художника"/"L'Atelier du peintre":


Она находится в Вене и представляет собой художника со спины и модель перед географической картой, пишущего "Аллегорию Истории". Если брать изначальное название, то художник на картине - это, несомненно, сам Вермеер. Эту картину художник написал для себя и не показывал её никому, эта картина за которую его вдова и тёща бились, чтоб оставить при себе. Итак, на картине Вермеер, но как это уточнить? Он одет в костюм, в котором он был молодым на другой картине, но тут ему 40 и костюм уже вышел из моды, в то время, когда картина была написана, никто так уже не одевался в Голландии. Ещё странность, мы видим, что художник в самом начале, он делает набросок, но почему-то держит в руке муштабель, который используют только в самом конце. Далее, известно, что Вермеер никогда не делал наброска, на его картинах нет таких линий, даже спрятанных, так что этот художник пишет не как Вермеер. Посмотрите на географическую карту - она великолепно написана, но нечитаема, блик света мешает нам. Можно прочесть только Nuova descriptio - такие название давали в Средние века. Так вот, этот блик света, мастерски ослепляющий нам и не дающий нам прочесть и полное название карты - это и есть тайна Вермеера. Недаром его называют "мастером света" (мастером освещения).

16. Удачное и неудачное в анахронизме/Heurs et malheurs de l'anachronisme
Tags: arasse, art, book, francais
Subscribe

  • Слава Перманганату Калия!

    Мы тут с ребёнком "удачно" проводим выходные. Съели в пятницу вечером "Омские пельмени" из русского магазина, которые made in Germany, и на все…

  • Мы рисуем - 27

    Вы ничего не понимаете в запахах. Вы плохо чувствуете и плохо чуете. (с) Бараш Вчера психанула и рисовала без наброска. Вот там прям да, без смс и…

  • Doel и Fort Liefkenshoek

    Наконец-то добралась выложить фотки из поездки 2-х годичной давности. День выдался ещё таким туманным и мрачным, как на заказ. Съездили к границе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments