nataveres (nataveres) wrote,
nataveres
nataveres

Categories:

Даниэль Арасс "Истории полотен" / Daniel Arasse "Histoires de peintures" - 14

13. Историк в Комнате супругов/Un historien dans la Chambre des époux

14. Краткая история маньеризма/Pour une brève histoire du maniérisme

Если придираться, то нужно говорить, что маньеризм - это Ренессанс, т.е. 16 век. Если мы остановим Ренессанс в его классическом "возрасте", в момент апогея, т.е. Рафаэль в Риме, Леонардо да Винчи, Микеланджело, то Ренессанс длился 10 лет - 1505-1515, когда Рафаэль в Риме уже начал демонстрировать черты будущего маньеризма. Даже великая работа Микеланджело - свод Сикстинской капеллы (1508-1511) отражает в себе немного маньеризма.

Я думаю, что великий специалист по итальянскому искусству Андре Шастель немного лукаил, издавая друг за другом сразу две книги о Ренессансе: Миф Ренессанса/Le Mythe de la Renaissance, 1420—1520, Genève, Skira, 1969 и Кризис Ренессанса/La Crise de la Renaissance, 1520—1600, Genève, Skira, 1969. И непонятно, это миф или это кризис? Я не люблю слово "кризис", оно предполагает, что что-то функционировало в совершенстве до. Итак, почему маньеризм? Сегодня этот термин имеет унизительный оттенок. Впервые это слово использовал в конце 18в Луиджи Ланци в "Истории итальянской живописи" ("Historia pictorica dell'Italia"), и, несомненно, с унизительным оттенком, так как он описывает тенденцию художников отдаляться от натуральности и выпячивать искусственность форм, имимтируя правдоподобие. Ланци не первый это сказал, но первый придумал термин. С середины 16в растёт критика из Венеции в адрес манеры, в которой, в частности Микеланджело, работает, di maniera, которая больше не представляет истинную естественность. Это достаточно сложно судить, и нельзя сказать, что это неправда. Действительно, европейские художники-маньеристы 16в писали искуственности. Это видно у Вазари, великий маньерист 16в, его стиль назвывают "изящным маньеризмом" - la bella maniera. Но в целом это искусство писать в некой манере, в неком стиле, имитируя, цитируя, а иногда копируя великих мэтров. В целом, маньеризм считается искусством второго сорта. Как метко охарактеризовал его Джон Шерман - это "стилизованный стиль" (a stylish style). Монтень (Montaigne) тоже был остроумен: "Они оискусствляют натуральность, мы должны онатуралить искусство"/"Ils artialisent la nature, nous devrions naturalise l'art"

Критика маньеризма за его искусственность справедлива, но есть и его другие аспекты. Возьмем, например, Понтормо "Снятие с креста", написанное в 1527, которые мы до их пор можем лицезресть в естественной среде обитания, в церкви Санта Феличита во Флоренции:

На первый взгляд это шедевр искусственности, преувеличение и парадоксов. Большая вертикальная картина, где с десяток персонажей располагается по всюду вплоть до верха безо всяких физических объяснений - земляной насыпи, лестницы... Дальше, если приглядеться то вся композиция держится на внутреннем движении группы. Прощание Девы с Христом: прощальный жест правой рукой, в то время как Христа кладут в гроб - а точнее в алтарь, потому что это надалтарная картина. тело выглядит очень тяжёлым, но два персонжала держат его как танцоры, стоя на кончиках пальцев. Можно продолжить и понять, что картина кишмя кишит парадоксами. Отдельно стоит отметить едкие, кислотные, неправдоподобные цвета.

Всё так, но остановившись на этом, мы упустим цель, с которой её писал автор. 1527 год - год разграбления Рима, период великого церковного кризиса, протестанты захватывают территории... И это ответ, который даёт Понтормо на эту ситуацию, единственный возможный для него - интеллектуальный ответ. На этой картине всё искусственно, даже Мария Магдалина, от которой мы видим только волосы. Вот и ответ.

Мне также нравится ещё одно описание Роберта Клейна: "Маньеризм - это искусство искусства"/"Le maniérisme est un ar de l'art". Он поясняет, что любое искусство - это определённая манера делать что-то, а маньеризм - это искусство этой манеры. По Клейну в маньеризме внимание смещается от объекта на картине к тому, как он представлен. Взгляд, оценивающий художественность и эстетичность, перенаправляется на манеру в какой этот объект изображён. Но почему? Думаю, лучше ответить на примере ателье Рафаэля, который сначала писал наилучшие шедевры Ренессанса, например, "Афинскую школу" 1512-1513:


А затем, четыре года спустя, написал шедевр маньеризма - "Пожар в Борго":

Пожар здесь изображён, но основная тема - чудо явления папы, остановившего пожар, отображена на заднем плане, в то время как весь передний план занят движущимися людьми, человеческая драма в попытках погасить огонь. И все эти персонажи изображены очень искусственно: например, девушка с кувшином на голове движется очень элегантно, или красивый обнажённый молодой человек несущий на спине отца... Рафаэль перескочил с апогея Ренессанса в высшую степень маньеризма.

Нужно понимать в какой момент это случилось, так что это не только демонстрация виртуозности Рафаэля, но ответ на сложившуюся политическую и культурную ситуацию. Она из фреск Рафаэля "Коронация Шарлеманя" (Коронация Карла Великого), где написан момент, когда папа Леон X коронует человека с чертами Франциска I (Франсуа I), потому что автор надеялся, что королём станет вместо Карла Франциск. Так то маньеризм возник как ответ на кризис веры и власти. Рафаэль перестал верить в прекрасную форму гуманизма, потому что политическое давление показало всю мифичность Возрождения. Тогда начался раскол в Пизе, прокламация Фиттенберга и политические конфликты по всей Европе. Эти первые события показали начало кризиса, трагически растянувшегося на весь 16в. Это был век религиозного кризиса: раскол протестантов дал место Тридентскому собору, который занял целых 30 лет, чтоб найти решение; экономического кризиса: прибытие золота из Южной Америки полностью расшатало торговый оборот Европы; кризиса политического: великие страны (Испания, Франция, Англия), как и Италия, находившаяся в центре мира - перестали быть великими; научного кризиса: революция Коперника, анатомия тела по книгам Везаля и т.д. Так что 16в - век великих изменений и маньеризм был именно ответом на них.

Не отражением, а именно ответом. Ответом на нестабильность, неуверенность, хрупкость мира. Как сказал Монтень в Эссе II Книги III: "Мир - это долговечное потрясение (непросыхающая трясина), я не рисую то, как он существует, я рисую как он проходит"/"Le monde est une branloire pérenne, je ne peins pas l'être, je peins le passage".

Ещё одна вещь, которую нужно знать о маньеризме - то, что он имеет развлекательное измерение, маньеризма - это игра. Вот пример, который мне нравится, это "Парк Монстров" в Италии, в нескольких сотнях километров к северу от Рима, где из камней выточены страшные монстры, которые словно выбрались из-под земли, чтоб проглотить посетителей. Здесь даже есть врата в ад, на которых написана цитата Данте: "Оставь надежду всяк сюда входящий". Т.е. это всё на грани с кощунством. Там есть здание построенное куда кривее Пизанской башни и, войдя туда, человек не может устоять на ногах, потому что всё кажется таким неустойчивым и нестабильным. Грубо говоря - это попытки изгнать таким образом страхи.

В то же время маньеризм очень богат, что в живописи, что в скульптуре, что в архитектуре. Взять хотя бы те же входные двери во дворце Зуккари в Риме - это голодные, ненасытные рты. Т.е. при всём при том маньеризм очень мощно продвинул искусство. Но ни в коем случае нельзя путать маньеризм и барокко. Некоторые, например, называют творения Панторно - до-барокко, что неверно. Основное отличие, среди всего прочего, это беспорядочное, но парадоксальное движение в маньеризме, что-то вроде инволюции движения, в то время как барокко перенаправляет это движение в конкретную точку, оно решает проблему, находит точку приложения. Даже великие оптические иллюзии барокко предлагают решения, в отличие от бесплодного марьеризма.

15. Вермеер тонкий и нечёткий/Vermeer fin et flou
Tags: arasse, art, book, francais
Subscribe

  • Про книги 2

    Есть у меня список книг на почитать, никак руки не дойдут. Иногда записывала почему, иногда просто название. Пусть тут будет. Тут удобно хранить. У…

  • "Cписок Ланъя"

    Раз в осеннем лесу... Принц зарыл Мэй Чансу Главнокомандующий Мэн: Найди потом специалиста, чтобы тебе ход прокопал до дворца принца Цзина, для…

  • Что происходит в моём мире

    На паре философии религии: — Проблема нашего предмета в том, что мы пытаемся залезть в голову к богу. Про еду Ребёнок хотел борщ. Послала в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments