nataveres (nataveres) wrote,
nataveres
nataveres

Categories:

Даниэль Арасс "Истории полотен" / Daniel Arasse "Histoires de peintures" - 12

11. Украденная диссертация/La thèse volée

12. От памяти до риторики/De la mémoire à la rhétorique

Возрождение и Средние века очень занимали меня в приложении к искусству памяти. Я открыл её для себя, благодаря книге Френсис Йейтс "Искусство памяти", которуя я переводил для издательства Гаймар. Но я познакомился с ней ещё раньше, в Риме, на итальянском. Чудесная книга, читается как роман. Она о том как ораторы, дипломаты, духовники запоминали то, что им нужно сказать или сделать. Да даже, чтоб составить список покупок в магазине - в те времена не существовало бумаги и чернил, чтоб написать список, как это делаем мы, а в Античность и подавно. Так вот Френсис Йейтс реконструировала этот метода запоминания, который широко использовался, начиная с Античности и до 16-17 веков включительно.

Если кратко, то сначала нужно представить здание. Можно ваш дом, или дворец правосудия, если вы адвокат, или вы даже можете придумать его самостоятельно. Затем, внутри, вы располагаете imagines agents - образы-агенты, который впечатляют/задевают/провоцируют вас на вполне конкретные мысли. Классический пример от Ad Herrenuim (Моё: один из источников, на который опиралась Йейтс при написании своей книги), предположим, оратор должен защищать клиента, обвиняемого в отравлении, с целью завладеть имуществом жертвы, плюс в ситуации присутствует свидетель. Чтоб запомнить эту ситуацию он представлял себе жертву, умирающую в постели, рядом обвиняемого, у которого в правой руке кубок, а на безымянном пальце левой руки кольцо с бараньими тестикулами. Всё. Сразу понятно, что клиент обвиняется в отравлении и есть проблема со свидетелем, "тестикулы" в другом определении означают "незаметный свидетель" (testiculus = petit temoin). Так, эту группу - умирающий, кровать, клиент - адвокат помещает у входа в своё "здание", чтобы начать с этой экспозиции. Далее он мысленно двигается по зданию, извлекая аргументы в том порядке, в котором они расположены внутри. Он может двигаться вглубь, если здание длинное, или вверх, если многоэтажное, но порядок останется неизменным и образы будут доступны только в тот момент, когда адвокат мысленно "войдёт" в комнату. Т.е. когда бы адвокат ни вошёл в это здание, он найдёт все образы в наличии и неизменном порядке. Вспомните, что в античности писали на восковых дощечках. А теперь представьте сколько таких дощечек адвокат должен был притащить на полуторачосове выступление. Нам это трудно представить, так как мы привыкли записывать чуть что, но вот этот метода оставался неизменным с Античности и до 17 века.

Ещё пример из книги. Во Флоренции, в доминиканской церкви Санта Мария Новелла, в испанской капелле есть огромная фреска, занимающая целую стену - "Триумф Томаса". Картина написана для монастырского пансионата и представляет собой и искусство памяти во славу Томаса, с перечислением его добродетелей, наук и т.д. Огромный мнемонический доминиканский манускрипт.

Когда я её прочёл, то был настолько впечатлён, что попросил издательство Гаймар (Gallimard) стать её переводчиком. Френсис Йейтс, конечно, не историрик искусства, но историк культуры, и она открыла для нас эту волшебную дверь. На самом деле существует немало картин, построенных на этих мнемоничских принципах: наслаивание образов и строго определённый порядок образов-агентов. Типичный образ - фигура на троне над другой фигурой: если на троне философия, то у её ног философ, если правосудие, то внизу правонарушения и т.д. "Тронный принцип" показывает некий принцип и добродетель вверху и его следствие внизу. Может быть как положительная связь, так и отрицательная, оппозиционная. Очень логичная и согласованная система, которая позволяет не только запомнить, но и представить всё в структурированном виде, как суммарный образ. Помимо "Триумфа святого Томаса" у доминиканцев, по тому же приницпу построен и "Триумф святого Августина" у августинцев, но этого примера нет в книге, видимо автор не знала о нём. На всякий случай, его можно найтий в Пинакотеке Ферраны.

Но искусство памяти было не только системой запоминания, но и организацией мира, представлений, систематизации и, в частности, системой мышления. Так структурировали космос, планеты, добродетели, дни недели и т.п. Так что переход от Срединх веков к Ренессансу нужно рассматривать как переход от этой системы мнемонических образов-агентов на местах к системе с жёсткой иерархией и унификацией мест и их определений. Т.е. вместо множества мест, куда мы помещаем образы-агенты, одно большое глобальное место. Всё. В 1435 Альберти посвятил несколько страниц этому представлению движения от искусства памяти к противоположной концепции риторики, потму что искусство должно не только помогать помнить, но и впечатлять и поучать.

В этом плане "Тайная вечеря" для меня прекрасный пример. Как обычно писали эту сцену? Иисус и 11 апостолов на одной стороне и Иуда на другой. Т.е., когда Иисус говорит: "Один из вас предаст меня", ни у кого нет сомнений, кто именно этот предатель. Ну, либо остальные апостолы идиоты. Собственно нет никакой тайны, картина нам это демонстрирует и всё. Да Винчи же поместил всех 12 апостолов вместе, и картина ожила. Т.е. он перешёл от системы мнемонической к риторической, заставив зрителей сомневаться, размышлять и, впечатляя их.

Например, есть один исследователь, который обожает Дуччо Маэста, читает его тексты и т.п, но он трактует его творения с точки зрения современной системы, системы Альберти, а это неверно. Дуччо использовал мнемонические систему, и именно с этой точки зрения надо рассматривать его искажения, ошибки, противоречия и некую наивность. Также интересно обратить внимание на полиптихи, которыми укражали место над алтарём. Ранние полиптихи - это прям "здания памяти", разделённые на места, которые нужно рассматривать в опредёлнном порядке по вертикали и горизонтали. А в риторической системе - это одно большое пространство. Первыми это освоили Верроккьо, Ботичелли, да Винчи. Конечно, старая система сопротивлялась, и долго, и ещё намного позднее можно было встретить некие отдельные работы в мнемоническом ключе. Это очень интересная тема лично для меня и я до сих пор продолжаю в ней разбираться.

13. Историк в Комнате супругов/Un historien dans la Chambre des époux
Tags: arasse, art, book, francais
Subscribe

  • Про книги 2

    Есть у меня список книг на почитать, никак руки не дойдут. Иногда записывала почему, иногда просто название. Пусть тут будет. Тут удобно хранить. У…

  • Про книги

    - Ты просыпаешься в книге, которую прочитал последней. Что это за книга? - Учебник китайского Нашла тут историю, как человек пытался книгу взять…

  • Что происходит в моём мире

    На паре философии религии: — Проблема нашего предмета в том, что мы пытаемся залезть в голову к богу. Про еду Ребёнок хотел борщ. Послала в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments