nataveres (nataveres) wrote,
nataveres
nataveres

Categories:

Даниэль Арасс "Истории полотен" / Daniel Arasse "Histoires de peintures" - 10

9. Правило игры/La regle du jeu

10. Перспективы Леонардо да Винчи/Perspectives de Leonard de Vinci

Cреди знаменитых художников 15 века, использующих перспективу, находится и Леонардо да Винчи. Он творил во Флоренции в 1469-1482, затем в Милане 1482-1499, а позже перемещался между Флоренцией, Миланом и Римом, чтоб закончить во Франции Франициска I в 1515-1516 и умереть в Турени.

Первое известное нам произведение Леонардо, талантливого студента флорентийской школы, рисунок вида с высоты долины Арно. Это первый пейзаж в западной живописи написанный с такого ракурса. Точка зрения на долину расположена очень высоко. Река струится между скал, в середине водораздел - достаточно защищённое место, но если вы захотите точно узнать где оно, это место откуда написана картина, я жил 5 лет в Казантино (Casentino), и по моему мнению - оно не существует. Т.е. этот пейзаж Леонардо выдумал сам, находясь в своём ателье, но что интересно - с этой точки зрения, с этим фортифицированным городом, рекой и дальним планом мы получаем две шкалы перспективы. Две шкалы, не математические, - это квадратная сетка и сама перспектива. Так что, можно сказать, этим он уже вступил в "игру" как лучший ученик из ателье Верроччио.
"Долина Арно"/"La Valee de l'Arno" (1473)


Под влиянием времени и заказчиков, один из первых шедевров Леонардо это "Благовещение" (1475-1476) - вытянутая в длину картина, сейчас хранится во Флоренции в музее Уфицци. Дева справа, чуть в глубине, возле неё угол дома и небольшой парапет, Ангел слева, позади него пейзжа, гора (символ Девы) и дверь (тоже символ Девы). Когда Карло Педретти составил план этой картины, то нашёл "ошибку", оказалось, что парапет, отделяющий место встречи от пейзажа, входит в стену, что абсолютно неправдоподобно - идеально сконструированная видимая реальность.


Следующее известное творение - "Поклонение волхвов", незаконченное из-за его отъезда из Флоренции в Милан. Существуют два подготовительных наброска, где нас интересует перспектива. Первый эскиз в Девой, Младенцем, волхвами, полу-амбаром, где находится Дева, и неуклюжая перспектива, никак не соотносимая с гением Леонардо. Сюрприз! Прекрасно выполненные фигуры и ощаращивающее обыденный задний план, можно сказать, что его не существует вовсе. Второй эскиз, более известный и хранится в галерее Уфицци, на нём только перспектива, без персонажей. Вот здесь видно, что автор - гениальный Леонардо, даже несмотря на ошибки в деталях, здесь просто совершенная перспектива. Можно заметить "прогресс" который сделал автор между этими двумя работами! Но вернёмся к картине, и я докажу вам, что Леонардо был абсолютно равнодушен к перспективе. Группа фигур на первом плане, очень своеобразных фигур, находящихся в суматошном движении, с этой точки зрения картина совершенно анти-альбертинская. Но взглянем на задний план: очень интересные руины, с точки зрения иконографии, а справа вверху битва наездников, которая вообще никакого отношения к теме не имеет. Но - она уравновешивает суматоху на переднем плане, и так как она выполнена намного качественне и чётче, чем изображение в левом верхнем углу, то внимание смещается туда, а смысл перспективы отходит на второй план. Вуаля.
Картина "Поклонение вохвов":


Набросок 2 - заднего фона:


Дальше Леонардо отправляется в Милан, где он среди прочего пишет "Тайную вечерю" (1495-1498). Эта картина уже изучена вдоль и поперёк. Так вот, она раньше располагалась в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане и, с точки зрения архитектура, была продолжением той залы, где находилась. Высокая комната с потолком с кессонами (прямоугольными углублениями), в совершенстве выписанными Леонардо, которые рифмуются с глубиной залы, в глубине комната заканчивается двумя окнами и дверью, которая позволяет скадрировать, выделить Христа. Чудесное исполнение, позволяющее создать искусственное пространство для истории, как продолжение реального пространства зрителя. Стол с апостолами, занимающий весь передний план намного больше, чем он мог бы быть при такоё перспективе. Здесь автор играет в кадрированием - одним из трёх столпов перспективы. Персонажи очень сильно сжаты кадром, но потолок, который словно обрезан в том месте, где он должен бы начать простираться над апостолами, расширяет их пространство и подчёркивает, что они все находятся перед перспективой. Т.е. апостолы как бы находятся в своём пространстве, расположенным между пространством заднего плана и пространством зрителей, не попадая ни туда, ни сюда. Какой красивый риторический эффект.

"Тайная вечеря" - тут лучше видно


Есть ещё одна гениальная вещь в этой картине - геометрическая решётка перспективы. Христос в центре окружён четырьями группами апостолов (по 3 в каждой), всего 12 - по шесть с каждой стороны от Христа - великолепная симметрия. Но все группы очень разные. Если присмотреться - они совершенно несимметричны, но идеальная симметрия потолка, стен, задних окон создаёт впечатление, что они симметричны тоже. А так, ни одна из групп не имеет похожей на другую конфигурации. Если немного отстраниться, то геометрическая рёшетка перспективы выглядит как нотный стан, а фигуры - как ноты на ней, которые играются. Фигуры с поразительностью регулярностью расположены на этой решётке, словно показывают движение мира. Каждый раз, когда я смотрю на неё, я вижу, что картина живая, подвижная, и в этом её магическое притяжение. Гомбрих тоже отмечал это. Вернёмся к перспективе - она тут есть, но её роль побочна, и как я уже сказал - это последние творение Леонардо, где он использовал перспективу.

В дальнейшем он использовал в своих картинах группы, которые сбалансированы сами по себе или друг с другом. Например, на картине «Святая Анна с Марией (Мадонной) и младенцем Христом» - чудесная группа, которая ни к чему не привязана, но три торчащие ноги держат всех в хрупком балансе и постояном движении на фоне доисторического пейзажа.


Просто посмотрев на его первый рисунок, можно было понять, что перспектива его не интересовала. А то, что представляло интерес, он вынес на первый план - вода в скалах, встреча двух стихий, их стабильность и движение. Его интересовало движение, а решётка перспективы лишь помогала выделить это движение.

Движение интересовало всех во времена Ренессанса, Альберти тоже интересовался им. Но для Леонардо это было важно не только в живописи, для него это было смыслоим всего мира - движение. Мир - это не фиксированная форма, ограниченная конвенциями. Если углубляться, то он не видел границ природы - например контуры дерева, даже если они существовали.

Он использовал другие перспективы: воздушную перспективу, цветовую, теневую, перспективу утраченного восприятия (la perte de perception). Cуществует чудесная картина, показывающая как по мере удаления от объекта мы перестаём его различать - перспектива потери обзора/зрительности (perte de vision). Перспективу же линейную он использовал, чтоб показывать мир, но не неподвижным, когда наблюдатель смотрит одинм глазом с фиксированной точки, но видимый двумя подвижными зрачками и несколькими зрителями. Одно из основоположений для перспективы теней. Как говорил Леонардо: "Мы не можем ухватить перспективу, так как сами границы теней неопределены". В общем, по Леонардо геометрии теней не существует. К кому действительно нужно идти за геометрией теней, так это к Дюреру.

11. Украденная диссертация/La thèse volée
Tags: arasse, art, book, francais
Subscribe

  • Аваренка куличон

    Про мусор и мусорки Вчера впервые в жизни ковырялась в мусоре. В прямом смысле слова. Выкинули какую-то штуку, которая на другой день оказалась…

  • (no subject)

    Читаю тут про "стратегии непрямых действий", yamahaman, спасибо за рекомендацию. Интересно и познавательно, но нужно читать…

  • Мамы девочек vs мамы мальчиков

    Всё началось с мух. Ненавижу их. Я родилась (да и прожила какую-то часть жизни) в посёлке, который стоит на месте болота, и я не понаслышке знаю,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments