nataveres (nataveres) wrote,
nataveres
nataveres

Categories:

Даниэль Арасс "Истории полотен" / Daniel Arasse "Histoires de peintures" - 7

6. Богородица вне любых измерений/La Vierge échappe à toute mesure

7. Архангел автостоппер/Un archange auto-stoppeur

Почему мы систематически возвращаемся к перспективе Благовещения? Зачем ассоциируем Благовещение и перспективу? По двум причинам. Во-первых, это то количество Благовещений написанных в 15 веке, когда появилась перспектива. И то, что первое произведение с перспективой было Благовещеним, не случайно. Перспектива формирует мир измеримый человеком и соизмеримый с ним, в то время как Благовещение - это мгновение, когда бесконечность становится конечной, неизмеримость приобретает меру, как сказал францисканский проповедник святой Бернадрин из Сиены. В Благовещении сокрыто не только появление видимого Ангела, но и одна из величайших тайн христианства - Воплощение (Зачатие). В христианстве есть только две великие тайны: Зачатие и Воскрещение. Так что Благовещение - это основа основ христианства, потому что с Воплощением (Зачатием) мы перемещаемся из эры Закона, заповедей (l'ere de la Loi), из той, которая пришла с Моисеем и описана в Ветхом Завете, в эру Благодати (l'ere de la Grâce), в которой смерть Иисуса позволит искупить грехи (le Péché), уже записанные и предписанные (les Commandement). Заповеди продолжают действовать, но Благословение накладывается на них, как это показывают боковые фрески Сикстинской капеллы, где показаны параллельно Моисей и Иисус.

Художник, в совершенству осознающий этот замысел Благовещения один из моих любимых - Амброджо Лоренцетти, чьё Благовещение мы уже подробно рассмотрели:


Почему я говорю, что Амброджо Лоренцетти показал нам это движение от эры Закона в Эру Благодати? Всё очень просто, взгляните внимательнее на картину и вы сразы заметите две вещи. Во-первых, Архангел Гавриил обращается не к Деве, поднимая палец, ну или указывает им на небо. Это хорошо известный нам жест автостоппера: он означает направления позади него, жест уникальный во всех Благовещениях. Вторая очень странная деталь: Дева, которая как раз отвечает: "Ecce ancilla Domini..." и смотрит вверх картины, откуда спускается голубь, носит роскошную серёжку. Какая неожиданная деталь - обычная, бедная молодая девушка и украшение, отнюдь не рекомендованное молодым невинным девушкам, и уж тем более самой Деве. Американский историк сказал об этом: "художник, знающий теорию того искусства" (peintre savant dans la théorie de son art), потому что он знал, что была серия декретов/законов в тосканских городах и, в частности, в Сиене, обязывающая еврейских девушек носить серёжки, когда они покидают дом, чтоб была возможность их отличить. Это ещё не жёлтая звезда, но уже была необходимость их идентифицировать. А серия законов, т.е. их повторение говорили о том, что еврейские девушки не хотели их соблюдать. Итак, Амброджо Лоренцетти, учёный художник (doctus pictor), написал Деву с серёжкой, чтоб показать, что она еврейка. Великолепное напоминание! Естественно Дева еврейка, она не в Неаполе родилась, а приехала из Дом Давида (Maison de David), из народа богоубийцы (peuple déicide). Но это не для обличения, потому что она родит Бога, а для того, чтоб показать, что в этот конкретный момент эра Закона становится эрой Благодати, что значит Дева должна будет представить Иисуса в храме и, тем самым, покаать, что она соблюдает заповеди. Так что можно сказать, Благовещение - сосредоточение многих вопросов, начиная с теологических, до живописных или теоретических 15 века.

C другой стороны, Благовещение, и это верно и для тосканских и флорентийских, это начало года. Первой января стало праздноваться позднее. А в то время, о котором мы говорим, год начинался 25 марта - в день Благовещения. Есть ещё одна причина, литургического характера, почему Благовещение столь важно, так как 25 марта, невероятное скопление событий, это день смерти Адама. Когда Архангел Гавриил обращается к Деве, он говорит: "Ave Maria", и "Ave" это перевернутое "Eva", и это означает, что Мария - "перевёрнутая" Ева, и к Марие также относится и грех, совершённый бедным Адамом после подстрекательства Евой. Это открывает нам широкое поле для исследований, потому что, чтобы Мария смогла избавить от проклятия Евы, она должна быть плодовитой (фертильной), что, в свою очередь, порождает целый пласт вопросов. Фертильность связана с менструациями, а менструация - это знак греха. Так Благовещение вводит термин проклятия, которое висит над Человечеством со времён Первородного греха и Изгнания.

Вот почему в обрамлении и оформлении некоторых Благовещений можно увидеть барельеф с изображением Изгнания из Рая. Например, то же "Благовещение" Фра Анжелико из Кортона - как абсолютно параллельное действие слева можно увидеть фигуры Адама и Еву, изгоняемых в пустынный и неплодородный мир. Это совпадение, это размещение одновременно двух "событий" может быть прочитано как абсурдное, ошибочное, наивное незнание концепции. Но здесь нельзя читать картину как реальное пространство, но как теологическое, где перспектива помогает сконструировать здание, олицетворяющее тело Марии, где есть напоминание в голубе Святого Духа, слетающего к Марие, чтоб искупить это первое падение, изгнание Адама и Евы.


Есть много Благовещений, где либо непосредственно присутствуют Адам и Ева, изгоняемые из Рая, либо какие-то эквиваленты. Приведу пример, который считаю весьма познавательным с точки зренич историка искусств. Вот ещё одно Благовещение, которое приписывают Фра Ажелико, оно хранится в Прадо в Мадриде.


Это вариация на тему Благовещения из Кортона и Сан-Марко, где Адам и Ева изгоняются из Рая. Но в мадридской версии Адам и Ева ведут себя очень плохо. В то время как на изначальной картине они изгоняются Архангелом, чтоб в пустынном мире добывать себе потом и трудом пропитание, здесь они вторглись в закрытый садик и топчут розы Марии. Очень странная концепция, особенно если учесть, что они расположились на пути спускающегося голубя. Вот оно, теологическое несоответствие. Так что, несмотря на то, что картина хороша, и скорее всего современница картин Фра Анжелико, она не должны быть приписана ему. Это скорее картина его почитателя, скорее всего друга Макиавелли - он видел Благовещения Фра Анжелико, но, скорее всего, они не были ему объяснены. Этот художник посчитал идею Адама и Евы интересной и поместил их на первый план, но разрушил теологическую концепцию. В этом нет никакого смысла, так что это не картина Фра Анжелико. Чтоб что-то приписывать Фра Анжелико, это что-то, прежде всего, не должно выглядеть абсурдно, несогласовано и неправильно.

Теперь обратимся к закрытому садику, который также является центральным элементом Благовещения, так как показывает "закрытость" образа Марии. Это не просто декоративный элемент, как бы мы этого ни хотели. Фра Анжелико, например, рисовал цветы на манер гобелена с тысячами цветов, в готической манере. Но всё это тесно связано с фигурой Марии, чьё тело это и гора Синай, и закрытый садик, и земля, которую возделывают - гора, где родился камень, несоизмеримый с человеческой рукой, пристань, мост, дверь, она - всё. Так закрытый сад представляет женское тело чистое (невинное) и детородное (фертильное), которое остаётся невинным даже при наличии фертильности. И это проблема, потому что если женщина фертильна, она не может быть невинной, и Мария, однозначно, единственная среди всех женщин, которая смогла быть одновременно фертильной и невинной. Так что идея того, что Адам и Ева могут топтать цветы своими грешными ногами в закрытом садике девы это теологическое помешательство, которое Фра Анжелико не допустил бы никогда.

Чтоб закончить с Благовещениями, вернёмся к жесту автостоппера Архангела Гавриила с картины Амброджо Лоренцетти. Конечно же, в то время не существовало авто-стопа. Иначе можно было бы рассуждать, что это указание на бесплатную доставку, так как дева собирается бесплатно доставить тело Божие. Не могу сказать, что многие используют авто-стоп для этих целей, но это была бы интересная задачка! Если же серьёзно: у этого жеста есть совершенно чёткое значение. Если мы посмотрим на другие картины Лоренцетти, то поймём, что этот жесть ассоциируется (эта их идея вместе с братом Пьетро) с милостивой просьбой. Это жест, который используют для передачи просьбы от некого третьего лица. Всё просто: Архангел Гавриил милостиво просить от имени Бога её согласия. Нужно согласие Марии, чтоб свершилось Воплощение (Зачатие). Это не просто одобрение (bonne oeuvre), это великая христианская добродетель, caritas. Думаю, имелось в виду, что из всех добродетелей Марии, самая великая добропорядочность (caritas), любовь. И Гавриил просит от имени Бога эту добродетель Марии.

Но этот жест присутствует лишь в единственном экземпляре среди всех Благовещений, которые я знаю. Он больше не повторялся. И никто не мог понять этот жест, до того момента, когда история искусств этим занялась. И пересмотр многих картин Лоренцетти позволил наконец его понять. Я считаю это жест абсолютно гениальным, даже не смотря на то, что он единственный, без повторителей.

8. Секреты художников/Secrets de peintres
Tags: arasse, art, book, europa, francais
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments