nataveres (nataveres) wrote,
nataveres
nataveres

Categories:

Египетская "Книга мертвых". Лекция Виктора Солкина. Часть седьмая, заключительная

С 1:50:00
Осирис Хорбейский из Каирского музея, изображен лежащим на животе в знак того, что он победил смерть, только что проснулся ото сна смерти. Сон ассоциировался у египтян со смертью. Когда он был убит Сетхом (богом Хаоса) и потом возрожден Исидой и Хором, то он стал первым, кто прошёл небесный Джаджат. И будучи первым получившим оправдание - он получил право судить других.

Папирус Лувра - тут, например, как эталон: две Маат - истина земная и истина небесная, в честь которых зал небесного суда называется "зал Маате" - зал двух истин. По легенде, сам зал сплетён из тел огнедышащих змей, движущиеся стены, полыхают огнём, над ним сидят боги миллионов лет, которые смотрят сверху. И это для нас он умерший, а для них он новый, рождённый в другом мире.

Книга Маехер Пра, Каирский музей, 15 в до н.э - Ба прилетел к Осирису стремится к весам.

Книга жреца Аамерута, 10 в до н.э., Туринский музей - родильный кирпич здесь связан с Маат - здесь даже родильный кирпич с фигурой богини Месхенет свидетельствует за него. В руках у него 2 глаза и рот. "Ир" - глаз - глагол "творить" - и всё вместе читается как: "всё, что сотворено и всё, что сказано” в течение жизни тоже взвешивается.
Отсюда же - Аамерут заклинает озеро пламени, красная от крови вода и иероглиф огня, и 4 священных бабуина по 4м сторонам света. Он достаточно чист, чтобы видеть правду вещей и, что это озеро не из огня, а из чистой воды и по берегам растут сикоморы из цельной бирюзы и он имеет право напиться священной воды.

Первые книги мёртвых были сделаны для мужчин: для жрецов, для писцов, а позже с 12 в до н.э - попадается уже до 60% женских книг. В 1 тыс до н.э. когда книги мёртвых уже поставлены на поток: одна треть книг женская, две трети мужские. Например, книга великой певицы бога Амона Нани - всё тоже самое в различных вариациях.

Цель - попасть на великие поля тростника Иалу. В раю древний египтянин - работает: он становится спутником солнечного бога, должен поддерживать Маат, должен бороться с силами хаоса, он никогда не мыслит своим идалом спокойное сидение под пальмой. человек, который всё это прошел - не может быть инертным по отношению к миру порядка, который нужно постоянно поддерживать.

Книга Нахта - он на солнечной ладье бога, он приблизился к такому уровню, который могли пообещать только царю и ни в коем случае не рядовому египтянину. Он с багром во главе процессии.

Фрагмент из книги Нахта, 14 в до н.э. - Осирис на троне, за ним Маат, великое озеро, сикоморы, виноград (символ Осириса), к озеру подходит сам Нахт и его супруг, а вот с той стороны - их настоящий дом. Когда всё преодолено, когда все имена, заклинания и иные вещи произнесены, после суда, там на полях зелёных вдруг умерший увидит свой настоящий дом, и в окне того дома умерший увидит как горит масляный светильник в знак того, что его ждали. Истинная родина, истоки, возвращение в мир предков.

Заканчивается ночь, грядет новый восход, связанный не только с мировыми циклами, но и с циклами самого умершего. И на великой вершине запада рождается новое солнце в виде сокола. Запад - это загробный мир и вся эта гигантская конструкция означает, что без запада востока не будет. Поэтому сокол востока сидит на символе запада. Умершая Ба (жрица Анайя, 11 в до н.э.) с женским обличием, серьги, причёска. Текст - великий гимн солнца. Когда солнце восходит, оно несёт в себе вечную жизнь, потому что зелёный - это цвет вечной жизни, здесь символический цвет более важен, чем цвет реального светила.

Финал - бог Саккар-Осирис - бог смерти. У него есть священная ладья Хену (и она страшная). Вообще у каждого бога есть своя священная ладья. Хену сделан из костей животных, на носу и на корме головы черепагорексов символов хаоса, в центре песчанный холм, на песчанном холме лежит, распластав крылья, забальзамированный сокол - смерть, но внутри холма либо зерно, либо яйцо, потому что даже в состоянии тотальной смерти (а Саккар-Осирис и есть тотальная смерть) есть сокровенная, потаённая, неслышимая пока жизнь, которая ещё не проснулась, и благодаря которой смерть будет обязательно побеждена.

Великие горы запада, тростники - символ перехода в иной мир, великая корова мать в ожерелье вечной жизни сотрясает его, чтоб показать умершему правильную дорогу. Копет - великая мать неба, которая беременна Осирисом, зажигает красный факел. По легенде, при свете 4х красных факелов живые могу видеть мёртвых, а мёртвые - живых. Великие факелы предков. Она встречает ещё одного, чтоб он мог войти в загробный мир, в город миллионов (связан с предыдущими обитателями).

Книга мёртвых просуществует до конца 1 в до н.э., практически до конца существования независимого Египта. У неё появятся конкуреты - Птолемеевский свиток, книга пересечения вечности, 1я и 2я книги дыхания, которые будут рассказывать о трансформации сущности умершего внутри саркофага и внутри комплекса священных предметов, который вокруг него стоят в гробнице. Это последующие версии духовных воззрений на мир иной, воспитанные на книге мёртвых, также как она сама - на текстах пирамид и саркофагов.

Исключения - в основном книга мёртвых пишется для смертного человека, не для царя. В конце нового царства, когда рухнул классический Египет фараонов, верховные жрецы бога Омона провозгласили себя царями. Ещё мудрец Анкшешон сказал в 11 в до н.э. - “Нет взятки для смерти”. Поэтому царями себя провозгласили, а книгу мёртвых всё-таки сделали. Например, книга для жрицы Наджемет и её мужа Херехора (Лувр, Британский музей по частям) - как раз из этих самопровозглашённых. Она не могла быть изображена одна, по традиции чета всегда вместе. Он её как бы ведёт в сторону загробного мира, и она, глядя на восходящее солнце, клянётся в своей чистоте. Правда, в Берлинском музее хранится её письмо, где она лично приказывает утопить двух охранников некрополя, которые ей не угодили, поэтому здесь - это момент человеческой мечты. С натяжками. Там же, головастики - символизирующие 100 000 лет бесконечности, само восходящее солнце держит антропоморфный символ Анх. Была ещё третья часть книги мёртвых Наджемет и Херехора, но она погибла в Мюнхене во время войны.

Гробница царя Менхотепа 2го, рубеж 15 в до н.э - на стенах словно огромный папирус. Вселенская картина, где нет места человеку и где через 12 часов плывает солнечная ладья, слышатся тайные голоса иного мира.. 5й час смерти, бог солнца Ратарахта, когда он спускается на своей ладье в пространство ночи и прикладывает ухо к песчанному холмы в ладье Саккар-Осириса, и слышит там шум торжествующей новой жизни. Так 12 часов ночи и эта книга была доступна только для царей. К Концу нового царства, когда эти пирамиды были вскрыты и разграблены, верховные жрецы бога Амона фиванского стали копировать эти тексты для себя.

В отделе востока Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге хранится фрагмент папируса, книга Амдуат, верховного жреца Амона Асаркона - завершающий 12й час ночи, когда руки бога миллионов лет выталкивают солнце, обновлённое солнце, в образе скарабея в наш мир, а Осирис медленно засыпает.

На стенах гробниц находятся: летание Ра - 75 форм солнечного бога; книга небес, которая говорит о таинствах нашего неба и Наунет - неба потустороннего мира, книга врат, книга пещер, книга земли - грандиозное, доступное только богам пространство, где не виден человека. А книга мёртвых, это наоборот, текст, который смотрит на вселенную человеческими глазами и пытается найти ответы для самого себя.

Царские книги - отдельная тема. Гробница Рамзеса 6го - рубеж 12-11 в до н.э - великие души солнца тащат за собой солнечную ладью готовую взойти, тело великого змея времени Мехена обвивает вселенную в знак её бесконечности, двигаются души, их тени, великие боги и умершие выглядывают из своих гробниц, прославляя этот мир, а в центре клепсидра - водяные часы, усечённый конус с отверстием и внутри поплавок - вода ровными каплями отсюда истекает. Часы ночи для проведения ритуалов. И вот это такая же клепсидра показанная в разрезе и внутри неё бог предвечный - "тот кто скрывает часы". И внутри этого гигантского макрокосма, в отличие от микрокосма книги мёртвых, стоят великие вселенские часы, в которых бог незримо измеряет время для того чтобы родить следующий день. Другой мир.

И если в гробницах фараонов была заключена целая вселенная, та царица, несмотря на то, что она была великая - всё равно была больше человеком, чем царь. В 1904 г. Эрнесто Скиадарелли в фиванском некрополе (Тасет Неферу) находит знаменитую гробницу царицы Нефертари. Любимая жена Рамзеса 2го, которую тексты прославляют как “ту, ради которой восходит солнце”. Закрыта для туристов, потому что соли скалы реагировали на дыхание и росписи начинали отваливаться. Вся её гробница - это сплошная иллюстрация, виньетка книги мёртвых. 2 пласта помещений соединённых опускающейся лестницей. По одной стене царица Нефертари спускается в загробный мир, она играет в игру Сенет (шашки, но мы не знаем правил - 30 клеток), второго игрока нет - играет она с богом судьбы за право войти в загробный мир и преодолеть смерть, и играет она в божественном навесе Сехнече, где её бальзамировал Анубис. Она видит Бат, она влетает в загробный мир, Исида и Нефтида плачут по ней, она становится великим фениксом Бену, воплощением планеты Венеры и одновременно душой и солнца и Осириса. Бог миллионов лет будет гарантировать ей великую жизнь в этой вселенной и она будет двигаться дальше для того, чтобы обрести возрождение. Почти как папирус Ани.

В погребальной камере - на стене бог Анубис приветствует её - “слова, сказанные Анубисом Имеутом, великим богом пребывающим в земле священной - я иду перед тобою, о великая супруга царская, госпожа обеих земель, владычица верхнего и нижнего Египта, упокоившаяся, Нефертари возлюбленная, будь правогласной перед Осирисом, великим богом пребывающим на западе, я иду пред тобою, я даровал тебе место в земле священной, дабы ты могла появляться торжествующей в небесах подобно твоему отцу Ра, возложи же диадемы поверх головы своей, Исида и Нефтида наградили тебя и создали твою красоту как твоего отца, чтобы ты могла появляться торжествующей в небесах подобно Ра, чтобы ты могла осветить весь мир загробный своими лучами, великий сонм богов на земле даровал место тебе, да возрадуется навеки сердце твоё, о великая супруга царская Нефертари воистину правогласная перед Осирисом”

Её гробница мир синего лазуритового небо - Хор, Недж и Теф просят Осириса принять Нефертари, ведь для неё это не погребальная комната, а зал двух истин. Там где символически стоял её саркофаг - там стоят небесные весы и председательствуь Осирис и бог, и Джамжат, и она в этот момент Осирис - и этот весь мир здесь её. Красивый фрагмент - рука Нефертари и рука богини сплетены вместе - рука земной женщины и золотая нетленная внемирская рука богини, которая держит её за руку и ведёт в мир иной на запад . По другой стене она поднимается будучи оправданной и её встречают, ликуя, великие богини-хранительницы горизонта и сторон света Нейт и Селкет, она проходит в камеры солнечного божества, потому что она теперь солнце в этом мире, и это она должна взойти на горизонте своей новой жизни.

Особенная роль. Она стоит перед Тотом, богом мудрости - “вот великая, которая видит отца своего, повелителя письма Тота, говорит она - вот я прихожу с душой, могучая, знающая писания Тота, принесите мне сосуд, принесите мне палетку для письма Тота с их тайнами в них, о боги, вот я писец и знаю я суть вещей, принесите мне принадлежности для письма, чтобы я могла воплощать приказы Осириса, великого бога, прекрасно каждый день, о солнце, я буду следовать истине, и следуя истине, истину постигну”.

Финал. Бог Осирис и Атун (бог вечернего солнца), Осирис воспринимается - как тело предвечного бога, бог солнца - как душа Бат предвечного бога, в 6м часу ночи они соединяются воедино для того, чтобы создать ещё один солнечный цикл и в этот момент Нефертари начинает отождествляться с предвечными божестваи. В последний раз она прочитает 148 изречение, а дальше Исида, Нефтида, забальзамированное тело овна. По-древнеегипетски овен это ба, также как душа. И вместе с торжеством предвечного бога, точно также в свет дня выходит Нефертари.

Лекция посвящается памяти Владимира Николаевича Ларченко (1969 - 2011), многие годы был вице-президентом ассоциации по изучению древнее Египта Маат.

Почитать можно - Египетская “Книга мёртвых”. Папирус Ани в переводе Э.А. Уоллеса Баджа/ Перевод с английского С.В.Архиповой. - М.:Алетейа, 2003

Никогда не начинайте Египет с книги мёртвых, начните с мифологии и т.д.

Ещё рекомендации:
Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. - М.:, 1983
Рубинштейн Р.И. Погребальные обряды по 151-й главе “Книги мёртвых” // тутанхамон и его время. - М., 1976, с 129-144.

Солкин В.В. Египет: Вселенная фараонов. - М., 2006
Солкин В.В. Столпы небес. Сокровенный Египет. - М., 2006

Allen T.G. The Book of the Dead or Going Forth by Fay. Ideas of the Ancient Egyptians concerning the Expressed in their own Terms. - Chicago, 1974.

Fauklner R.O. The Ancient Egyptian Book of Dead. - London, 1985

(Особенно рекомендуется) Goyon J.-Cl. Rituels Funeraires de l’Ancienne Egypte. - Paris, 1972.
Hornung E. Idea into image. - New York, 1992

Spencer A.J. Death in Ancyent Egypt. - London, 1982.

(Иллюстрации) Taylor J.H. (ed.) Journey Through the Afterlife. Ancient Egyptian Book of Dead. - London, 2010

Часть первая:
http://nataveres.livejournal.com/290935.html

Часто вторая:
http://nataveres.livejournal.com/291309.html

Часть третья:
http://nataveres.livejournal.com/291375.html

Часть четвёртая:
http://nataveres.livejournal.com/291663.html

Часть пятая:
http://nataveres.livejournal.com/291857.html

Часть шестая:
http://nataveres.livejournal.com/292417.html

Источник:
https://www.youtube.com/watch?v=NiMJH695THQ&t=1488s
Tags: egypt
Subscribe

  • "Дым и зеркала" Гейман

    Миссис Уитекер нашла Святой Грааль: он лежал под шубой. Гейман Читаю сейчас этот сборник рассказов (специально выбрала рассказы, потому что читаю…

  • Встреча почтальона и другое

    xx: Я, конечно, извиняюсь, но как этот сериал в плане секса? yy: Да, вполне можно и под этот сериал... Понедельник считается днём всяких водных и…

  • Анонс

    1. Книгу Даниэля Арасса "Истории полотен" я дочитала, но где-то оставила, так что перевода пока не будет. Если кому интересно, они есть в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments