nataveres (nataveres) wrote,
nataveres
nataveres

Category:

Египетская "Книга мертвых". Лекция Виктора Солкина. Часть шестая

С 1:28:00
На затылке тоже интересно - есть сущность Ба, Анубис, Осирис, Хор, львиноголовая Сех, все они со страусиным пером, которое символ богини истины Маат, символ микрокосма и миропорядка. Это более поздняя, а значит более примитивная вещь.

Известная маска Тутанхамона - к сожалению, никто не смотрит на его заднюю часть, которая покрыта тестом - а там изречение 151Б - которое прозвучала ещё за 400 лет до создания этой маски, в текстах саркофагов.

"Привет тебе, о прекрасный ликом, владыка зрения которого собрал воедино Птах Саккар, кого поднял Анубис, кому Шу стал опорой, о прекрасноликий средь богов. Правый глаз твой - ладья ночная, левый глаз твой - ладья дневная, брови твои сонм великих 9 богов, лоб твой Анубис, шея твоя Хор, пальцы твои бог Тот, а волосы твои бог Птах Саккар. О ты маска, Осирис пред тобою, прозрел он благодаря тебе, поведёшь ты его путями благами, ты отринешь для него спутников хаоса и повергнешь врагов его под стопы его перед 9ю великими богами в великой обители знатных Ууны”

А теперь пояснения этого текста:

"привет тебе, о прекрасный ликом" - “ прекрасен” по-древнеегипетски “нефер” (Нефертити - красавица, которая пришла) - но это не только красота, но и наполненность жизненными силами. Когда человек начинает выздоравливать - тоже говорят “нефер”. “Прекрасный ликом” = “здоровый ликом”, чьего лика не коснулась смерть.

“владыка зрения" - зрение - это жизнь-слепота, это смерть. В древнеегипетском глагол сотворять - Ир - выписывается в виде открытого глаза. Согласно легенде, предвечный бог, когда сотворил мир - он его выдумал, а потом открыл глаза и увидел задуманное. Прямая ассоциация умершего с предвечным богом.

"которого собрал воедино Птах Саккар” - Птах Саккар - бог смерти и бог земли, который собирает физическое тело.

"кого поднял Анубис” - Анубис поднимает для ритуала отверзания уст

"кому Шу стал опорой” - Шу - бог воздуха, а жизнь передаётся через дыхание. Вы дышите - вы живёте, вы не дышите - вы не живёте.

"о прекрасноликий среди богов” - т.е. он один из высших пантеона богов

"Правый глаз твой - ладья ночная” - месектет, та ладья, на которой солнце ночью движется по ночному миру

"левый глаз твой - ладья дневная” - манеджет - это наша ладья, на которой наше солнце движется с востока на запад.

"брови твои сонм великих 9 богов” - 9 богов творцы вселенной

Канон бальзамирования - когда каждая часть человеческого тела ассоциируется с определённым божеством, все эти имена выписываются на частях тела умершего и в какой-то момент они все соединяются в предвечного бога. Владыка всего до пределов - Неберджет. А внутри предвечного бога смерти нет. Таким образом произнося имена всех богов, но не произнося столь священных слов, очень аккуратно,ассоциируют его с предвечным божеством.

Далее сущность умершего идёт по загробному миру как и предвечный бог. Считается, он обрамлён стенами разного цвета и внутри них ворота. Ворота (ариты) - от 7 до 21. Всегда кратно 7, так как 7 - это число Осириса. Великая мать Осириса Нут была им беременна не 7 месяцев, но 7 промежутков времени, фрагментов косм времени. Не 9. 7 - число хтоническо, потусторонее, магич, связанное с циклами возрождения и с нетленной вечностью загробного мира. 9 - число предельного множества, число солнца, число бесконечного вращения, число возвращения закатов, восходов и более связано с этим миром, чем с иным.

Изречение 144, фрагмент - то, что принести умершему, прибыв к 6м вратам Осириса:

"Дайте путь мне, ибо я знаю вас, я знаю ваше имя, я знаю имя бога, что хранит хранит вас. Владычица тьмы громкой криками, высоту её не познать и ширины её , и размеры её узнать невозможно. Змеи на ней числом неисчислимые. Была она создана до того как Осирис стал именем твоим, тот кто воссоединен имя её превратника"

С одной стороны, духи гневные и они призваны не пропустить ничто связанное с хаосом внутрь царства Осириса, поэтому когда человек говорит, что знает их имена, названия ворот - то он обезоруживает их. Он знает их истинную суть подобно предвечному богу. Порой говорит: “Я, кто вас сотворил, раз знаю ваше имя”…

Хранители все разные изображены там же на виньетках, все с ножами, агрессивные по отношению не к умершему, а к силам хаоса. Имена, например, “Сжигающий восставшего”, "Питающийся сердцами", “Острый ножом против говорящего", “ Тот, кто пляшет в крови”, “Тот, кто рубит умерших многократно”…

Произнеся всё это, сущность умершего получает свободу и бог Тот 4 раза открывает перед ней врата неба. 4 - потому что 4 кардинальные точки, 4 стороны света и через число 4 показывается абсолютная свобода, в которой воспаряет сущность, чтоб обрести свое предназначение. Тут начинается долгая череда трансформация, превращение умершего в разные священный объекты, в разных священных животных, раст. Например, умерший становится водяной лилией, на лепестках которой восходит солнечный диск на рассвете, или священным скарабеем, который подобно богу-творцу, катит солнечный шар по небу, или фениксом Бену, священной цаплей которая одновременно считается сущнотью Ба для Ра и Осириса, объединяя их.

Все это время умреший должен знать заклинания от врагов. Изр 148 - фрагмент книги Нахта - 4 весла солнечной ладьи, которые дают умершему невидимость с точки зрения взглядов врагов. 7 коров и священный бык - дают пропитание, число 7 связано с семеричными циклами Нила, которые учёные ещё застали до строительства Асуанской плотины. 7 благополучных паводков Нила и 7 низкого/высокого Нила. Именно из 148 изречения библейскими текстами была позднее заимствована легенда о 7 тучных и тощих коровах. Вот таких аллюзий и заимствований было очень много.

Одна из главных целей - донести до загробного суда своё сердце - не только источник эмоций и интеллектуальный центр, но и сосуд наполненный деяниями жизни, и именно по весу сердца будут судить о делах умершего боги. “Не отнимать сердце у Ани, позволить ему донести сердце до богов” - заклинания на папирусе Ани. Сами боги - владыки правды, сидят на постаменте, который составляем иероглиф Маат - они сидят на “истине”.

Сердце - это единственный внутренний орган, который оставляется в мумии после бальзамирования. Рядом кладётся амулет в виде сердца. Пример, 10-9 в до н.э. гробница царь Сусениса 1 (город Танис), найден при раскопках Пьера Монте в 1938. Не получили известности, так как началась война. Вырезано из куска лазурита - символ священности и привозился с Будахшанского нагорья (совре Афганистан, Туркменистан). На сердце вырезаны три формы солнечного бога, которые должны своими лучами осветить сердце. Папирус Неткед 14 в до н.э - одевание амулета сердца на мумию. Изречение "Обретение воздуха” - парус, символическое изображение Чай-эн-ангх дыхание жизни, которое дает жизнь телу. 29 и 30 изречения - “знаменитое сердце моё матери моей, не свидетельствую против меня на суде загробном" заклинает сердце которое знает всё. В собрании брит музея разные сердечные амулету - скарабей, феникс, и на обратной стороне всегда это изречение.

Изр 125 - кульминация, встреча умершего с богом Осирисом, решение дальнейшей его судьбы. Ани - смуглый, здоровый цвет лица, супруга Ани - белое лицо, символ обрядовой чистоты (она жрица), Осирис - зелёный цвет лица, символ вечной жизни, прорастающего зерна, Исида - золотая, нетленная богиня.

Огромный суд. Психостасия. Великие весы - на одной чаше весов сердце умершего, на другой части весов страусиное перо, символ богини истины Маат. Бог Анубис взвешивает и следит, чтоб весы были равны. Если сердце умершего будет тяжелее истины, то умерший будет признан преступившим против божьего закона. Слово “грешник” имеет другие связи. Иначе - праведник. Бог мудрости, магии ,письма, счёта, знания Тот - следит за взвешиванием и записывает. Он же в образе священного бабуина в центре весов следит, верны ли весы. Сам Ани и его супруга Туту с ритуальным музыкальным инструментом систом в руках (что показывает, что она жрица) в поклоне. Сверху - 42 бога - великие судьи небесного Джа-джата - это небесный суд, ритуальный суд, в отличие Кеннебета от светского суда, который работал в Египте на протяжении тысяч лет. Обратите внимание на парик у Анибиса - черный, красный, зеленый - это цвета Нила во время паводка, это цвета возрождения. До строительства Асуанской плотины Нил поднимался: первыми шли зелёные воды с обломками растительности тропической Африки, потом поднимался эфиопский приток Нила река Адвара, она идёт через железистое нагорье - и Нил становился кроваво-красного цвета, пить нельзя было несколько дней, и потом Нил спадал и становился чёрным от того плодородного ила, который он нёс. Около столба весов - бог Шайи - бог счастливой судьбы. Судьба - это близкое значение как греческое “ айрос" - летучее, несёт благополучие и ещё бог давильни виноградной лозы. Ба - около весов - сидит на портале входа в иной мир, а рядом богини Месхенет и Рененет. Рененет - богиня кормления, богиня кормилицы, всё то, что съедено человеком учтено. Месхенет - богиня родильного кирпича. Как рожала египтянка - массивное глиняное устройство, куда женщину сажают, тело под определенным игзибом и она на корточках сидя рожает младенца. Существо с мордой крокодила, передними лапами льва, а задними бегемота - Амимит (Аммут) - великая пожирательница иного мира. Если он, тот, кто преступил Маат (велик всленск закон), то она съест все части его сущности, которые связаны с восприятием, но божественный дух Ах - неуничтожим и до следующего вселенского цикла этот человек будет пребывать не в аду (в Египте нет Ада), а в небытие. И вот эта темнота небытиё, невозможность встретиться с предками- самое страшное наказание. У Амимит есть 2 имени (из-за этого путаница) - Амимит - пожирательница, Аммут - съедающая смерть.

Ещё пример изображения Амимит на кожаном элементе, приклеенным на папирус 14 в до н.э из книги Нафта. Папирус Неткет, 14 в до н.э - озеро пламени со священными бабуинами и великим пером истины.

Несколько вариантов взвешивания. Папирус вельможи Непсене - на одной чаше весов сердце, а на другой он сам. Спор человека со своим собственным сердцем - “не свидетельствуй против меня” в приямом виде. Книга Анхуахибры - умерший изображен в позе ликования (это на самом деле магический приём - заранее изображает его победившим). На знаке Хика сидит бог магии Хика, который начинает появляться в сцене суда в более позднее время. 42 бога - 125 глава - исповедь отрицания, когда человек называет имя бога ответственного за конкретное преступление и говорит: “Я не совершал”. Имя бога, название того города, который является его центром, а потом со знаком “нен” - отрицания - перечисляется какого преступления он не совершал: не убивал, не крал, не тушил огня назначенного гореть, не передвигал неживой камень во время разлива.. там много сложнее, чем 9 заповедей. Когда умерший читает, то поднимает руки в позе молитвы, потому что перед ним Осирис, великий судья.

Часть первая:
http://nataveres.livejournal.com/290935.html

Часто вторая:
http://nataveres.livejournal.com/291309.html

Часть третья:
http://nataveres.livejournal.com/291375.html

Часть четвёртая:
http://nataveres.livejournal.com/291663.html

Часть пятая:
http://nataveres.livejournal.com/291857.html

Источник:
https://www.youtube.com/watch?v=NiMJH695THQ&t=1488s
Tags: egypt
Subscribe

  • Фиаско и другие прелести

    Вместо эпиграфа Кафедра русского языка. Две доцентши, одна курит, вторая разгадывает кроссворд. — Мария Ивановна, — "Полный крах…

  • Печальная рыба-солнце.

    Оказывается, я никогда от начала и до конца не знала сказку об Умке. А она такая клёвая, такая северная:…

  • Что происходит в моём мире

    На паре философии религии: — Проблема нашего предмета в том, что мы пытаемся залезть в голову к богу. Про еду Ребёнок хотел борщ. Послала в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments