nataveres (nataveres) wrote,
nataveres
nataveres

Categories:

Египетская "Книга мертвых". Лекция Виктора Солкина. Часть вторая

Процесс бальзамирования - это процесс драматического ритуала. Доказывающих фрагментов мало, но есть польский фильм Ежи Кавалеровича “Фараон”. Там появляется с зелёным лицом богиня Исида, которая спрашивает: "Что делает ты со спящим, мой брат Анубис?" - в этот момент со жрецами происходит бальзамирование. Здесь есть большая правда. Это ритуал - все к нему особым образом готовятся (родня, жрецы, жрицы), чтоб внутрь всех вошел божественный дух. Внутрь жреца в маске Анубиса вошёл дух Анубиса, внутрь жрицы, которая изображал великую богиню Исиду вошел дух Исиды, и вот если все условия этого ритуала будут исполнены, тогда умерший сможет отождествиться с богом Осирисом, победившим смерть. И отождествившись с ним, став Осирисом, он невольно победит смерть так, как она была побеждена этим богом в известной легенде. Поэтому, когда мы читаем заупокойные тексты и видим Осирис такой-то и имя умершего, то сочетание слова “покойный” выглядит смешно, так как он уже победил смерть.

Но прежде чем все эти условия будут выполнены, должна быть изготовлена мумия. Геродот, отец истории в 5 в до Н.Э. прекрасно описывает весь ритуал, хотя понятно, что ему иноземцу показали лишь фрагмент. На фото одна из запелёнутых мумий 1 в до Н.Э. с которой снята погребальная маска из музея Лувра. Порой на оборачивание мимии (мумия Уаха 21 в до н.э.) например, хранящейся в музее Метрополитан, ушло 375 квадратных метров лучшего льняного полотна. Т.е. это кокон, внутри слоев которого лежали амулеты и приношения.

Но главное, это не мумия, которая остаётся в гробнице, и не жизненная сила и двойник человека Ка, который тоже остаётся в гробнице, главное - это дальнейший путь человека сквозь смерть, через пространство иного мира, или как говорили древние египтяне "Дуат" - место восхваляемое.

Перед нами фрагмент росписи 12 в до н .э. из гробницы царского художника Инхерхау Дерамедина (плохо расслышала):

Стоит он сам и перед ним в позе адарации, молитвы держит ручки его собственное "Ба" (условно по-нашему душа). Самая легкая и мобильная часть сущности человека, для которой, собственно, и написаны все заупокойные тексты. Именно она должна преодолеть все препятствия, все тайны, все ужасы иного мира, добиться загробного суда богов, по возможности победить на этом суде и доказать собственную чистоту "Та" и в конце концов превратиться в дух "Ах", который будет сверкать среди других предков этого человека по представлениям египят в северной части неба, где находится Полярная звезда. В древности была другая Полярная Звезда (Туван), и именно там по мнению всех древреегипетских заупокойных текстов находятся проходы в иной мир,

Внутри заупокойных текстов (а их множество) - боязнь потери души - страшна. Это есть в книге мертвых и даже в текстах пирамид (древнейший заупокойный памятник) - которые с 25 в до Н.Э. были вырезаны множествами иероглифическим письмен (сотни тысяч) на внутренних стенах помещений погребальных камер царских пирамид Саккары. Испуг, что Ба не вернётся, что функция человека не будет выполнена, что невыполнен будет путь - очень велик. Недаром были представления о "Муут" - проклятых умерших - который зависли между мирами, которые наносят вред богам и живым людям, крадут младенцев, испивают кровь - опасные существа, между мирами, в пограничном состоянии. Источник этого - невыполненное задание, душа, которая не прошла полностью испытание богов, свой путь.

Предмет из криптотеки Копенгагена 14 в до н.э. - мумия в погребальной маске и сущность "Ба" прощается с телом прежде, чем отправиться в великое путешествие.

Путешествие в жизнь вечную, для древнего египтянина, это всегда на запад. В Некрополь, там где стоят великие пирамиды. "Дэхинет" - великая западная вершина, за которой находится один из главный путь в мир иной. Смерть - это всегда переправа, с восточного берега реки на западный. Это не образ - так фиксируют древние тексты. В вышеупомянутом тексте Ани - именно так изображают смерть - переправа от жизни земной к жизни вечной по реке на лодке. В жизнь более наполненную и значимую.

На самом деле это были ладьи которые пересекали Нил. В собрание музея Метрополитан в Нью-Йорке - есть макет такой ладьи 20-21 в до н.э. На центральной ладье лежит мумия в саркофаге и над ней стоит жрец со свитком. Это Херихеп - тот, кто над свитком или жрец-чтец, тот кто ведет литургию, самый образованный человек из тех кто связан с ритуалом. Именно он начинает начитывать на тело, которое тонкими сущностями способно воспринять текст рассказа о предстоящем пути. У изножья и у изголовья две жрицы в белых головных уборах "Афнет" (так называемые, "Джерит" - соколицы, великие жрицы, изображающие богиней сестер и супруг Осириса - Исиду и Нефтиду). Исида у изножья - путеводная звезда за которой движется тело, потому что тело движется на запад ногами вперед по представления древних египятн. А у изголовья Нефтида, не просто сестра, а инертное противопоставление.

На других кораблях родственники. Погребение могло быть очень разным. Для кого-то 375 метров лучшего льняного полотна. Или, например, в собрании египетской коллекции городского музея Леона хранится мумия человека, погребальные пелены которого были сделаны из паруса его лодки, на них даже сохранился такелаж, у него не было больше ничего.

Процессия с папируса Ани - в центре саркофаг тащили на салазках, под который лили воду смешанную с жиром. В голубых одеяниях супруга, певица бога Омона Туту. Впереди жрец заупокойного культа Сэм в шкуре леопарда, у него в руках Асетеш - кадильница в виде руки, в которойй зажигаются благовония. В изголовье и изножье белые фигурки Исиды и Нефтиды с целью еще сильнее отождесвиться с Осирисом. Женщины рыдают откровенно, закрывая лицо, мужчины скупо - рука касается лба. Дальше ящик - ящик для Каноп, для 4х сосудов, в которые при бальзимировании были изъяты внутренности, чтобы сберечь тело Ани от разложения. Слуги несут предметы погребального инвентаря, который останется в гробнице.

Дальше гробница - вход в виде усеченной пирамидки. Жрец Хересеш - тот, кто над тайной, который надевая маску бога Анубиса возглавляет всё погребение, держит мумию поставленную вертикально. Супруга рыдает обнажив грудь. Херехеп читает свитки. Нанятые плакальщицы. В одном из папирусов 2 в до н.э. сохранился счёт за погребение. Так вот оплата плакальщиц заняла 60% суммы. Серьёзно. Дальше несут дары.

Под руками Херехепа находится множество странных предметов. Речь идёт о знаменитом ритуале отверзания уст и очей, который должен вернуть сущности Ани, тело которого было повреждено смертью и бальзамированием, целостность. Церемония из 75 элементов, которые соотносились с 75 формами бога солнечного творца. Мумию показывали солнечному свету, чтоб получить импульс от солнца, поэтому погребение всегда проводилось днем с полудня до 4х часов дня. Есть очень чёткие указания на это. Дальше у живого телёнка отрубали ногу и несли ее к мумие, чтоб магическая сила крови (а зачастую и сердца) запустила жизненный цикл, вошла внутрь мумии. Его ставили на горку вручную отобранного песк, который олицетворялся с первозданным холмом суши, из которого по легенде Бог сотворил вселенную…. Плюс отдельные магические предметы, например, тесло, которым тоже касались уст мумии - чтоб как бы открыть. От ритуала сущность получала обратно способности - передвигаться, говорить, мыслить, чувствовать, слышать, видеть. Не тело, а тонкая сущность.

Часть первая:
http://nataveres.livejournal.com/290935.html

Источник:
https://www.youtube.com/watch?v=NiMJH695THQ&t=1488s
Tags: egypt
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Фиаско и другие прелести

    Вместо эпиграфа Кафедра русского языка. Две доцентши, одна курит, вторая разгадывает кроссворд. — Мария Ивановна, — "Полный крах…

  • Печальная рыба-солнце.

    Оказывается, я никогда от начала и до конца не знала сказку об Умке. А она такая клёвая, такая северная:…

  • Что происходит в моём мире

    На паре философии религии: — Проблема нашего предмета в том, что мы пытаемся залезть в голову к богу. Про еду Ребёнок хотел борщ. Послала в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments