nataveres (nataveres) wrote,
nataveres
nataveres

Category:
На правах статьи в газету ко дню театра.

Уже больше года я не играю на сцене, не участвую в жизни моего театра. Театра имени меня. 3 февраля 2011 я последний раз стояла на подмостках. Стояла, ходила, смеялась, падала и молчала... А за день до этого, сидела там, где предсценок, и, уставившись в темную пустоту зала, размазывала по щекам. Всхлипывала, ревела, выла. В общем вела себя некрасиво. Потому что не могла. И фраза: "ты говорила, что будешь играть до последнего" нисколько не успокаивала.

В виду поднятой на щиты темы, хочется разобраться в данной ситуации досконально. Почему не могла. Что мешало. Какие препятствия получились непреодолимыми.

1. Недостаток времени

- Учеба (решение стратегического значения);
- Работа (Источник дохода, средств к существованию, питанию, проживанию и тех же самых поездок на репетиции);
- Личная жизнь (сюда отнесем семью, друзей не из театра, детей, любовников/любовниц, коллег по работе в нерабочее время)

Потому что время необходимо. Его наличие помогает решать двести пятьдесят пять тысяч вопросов. Всегда разумнее остановиться и подумать - а чего это я?, чем дальше нестись по жизни взмыленным пони - незнамо зачем, неведомо куда.
Вопрос риторический.

Актеру же, необходимо понять роль. Потому что игра только сценой не ограничивается. Нужно понять, продумать , оценить. У каждого персонажа своя история жизни - до появления на страницах пьесы, багаж из событий, ворох чувств и пережеваний. Он даже сны видел когда-то. Герой не может просто так взять и родиться на сцене: чистенький, новенький, свеженький, "как серебряная монета последней чеканки". Т.е. может, конечно, но тогда он будет неинтересен. Как неинтересен белый гладкий лист формата А4. А вот со складками, черточками, линиями, оборванными краями - другое дело. Тут есть что рассматривать. Так и у герой - выпуклость, смешение красок, изгибы, неровности - взгляд должен цепляться. Поэтому понять, прочувствовать, придумать, прогнать через сознание десятки историй и эпизодов.

Дальше сама роль. Почему он так сказал? С какой интонацией? Что подразумевал? Намекал ли? Что хотел добиться? Какое у него при этом лицо? А руки? А дыхание? На кого смотрел? Или не смотрел? Как? Зачем? Что чувствовал? Одна фраза - а на сколько вопросов отвечать.

2. Недостаток опыта

- Театрального опыта (пластика, сцендвижение, речь);
- Жизненного опыта

Все нарабатывается. Разминки перед репетицией, зарядка по утрам, занятия физкультурой на уроках. Бесшумно двигаться по сцене, изгибаться в такт музыке, вытягиваться струной в ожидании. Тело - самый совершенный и выразительный инструмент, находящийся в нашем безграничном пользовании. И как любым инструментом нужно уметь с ним обращаться. Можно согнуться под тяжестью вины, брезгливо передернуться, растаять от ласковых прикосновение, податься навстречу чувству, но резко натолкнуться на чужой взгляд.

Не легко. Но возможно.

С жизненным опытом сложнее. Восемнадцатилетняя студентка у которой "самая-главная-любовь-всей-жизни" даже еще не маячит на горизонте навряд ли прочувствует пожилую женщину едва потерявшую любимого и единственного мужчину. На помощь приходит мировое богатство художественной литературы. Кто-то когда-то уже испытывал подобное. Порой четырех строчек достаточно, чтоб взорвалось тем самым. И уже не надуманных всхлипы, а с трудом проталкиваемые сквозь сжатое горло слова и сухие-сухие широко раскрытые глаза, но ненадолго..

Гамма человеческих эмоций невероятна. Горечь-удивление, желание-страсть, любовь-отторжение, а уж варианты простейшей глупости, как говорил Эйнштейн: «Две вещи действительно бесконечны: Вселенная и человеческая глупость. Впрочем, насчет Вселенной я не уверен»

3. Страх показать себя настоящим.

Выразить чувства, которые как тебе кажется нельзя показывать прилюдно. Осуждаемые или слишком откровенные. Когда-то давно испытываемые и впоследствии старательно упрятанные подглубже. Есть люди сдержанные, есть не очень. Есть закрытые и подраненные. Разные. Но на сцене нельзя играть чувство - придумывать, подражать настоящему, тут нужно жить. Ты - больше не ты, а твой герой. Его жизнь, его страдания, его страсти, его размышления - они все настоящие. Проживается целая жизнь, отдельная история: насыщенная и непростая.

Именно поэтому после того, как закрывается занавес внутри бездонная пустота. Темная и глухая. Но такая желанная. Неправдоподобный прилив счастья и чистого восторг. Значит - все получилось. И зритель, по ту сторону - тоже чувствует, но наоборот, полноту, насыщенность. Он встает с места, задумчивый или счастливый, тревожный или ошарашенный, но напитанный настоящим. Потому что лучшее, что один человек может сделать для другого - это не обманывать.

© nataveres, 22.03.2012
Tags: proza
Subscribe

  • Фиаско и другие прелести

    Вместо эпиграфа Кафедра русского языка. Две доцентши, одна курит, вторая разгадывает кроссворд. — Мария Ивановна, — "Полный крах…

  • Печальная рыба-солнце.

    Оказывается, я никогда от начала и до конца не знала сказку об Умке. А она такая клёвая, такая северная:…

  • Что происходит в моём мире

    На паре философии религии: — Проблема нашего предмета в том, что мы пытаемся залезть в голову к богу. Про еду Ребёнок хотел борщ. Послала в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments